АВТОР: НОЗДРАЧЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ – Директор ООО «Связьинформ»
Гостеприимный Дагестан
В данной статье автор описывает практический опыт нашей компании по выполнению горизонтально-направленного бурения под рекой Сулак. Одним переходом, более 1000 м в сложных грунтах.
Что мы знаем о Дагестане? Пожалуй, в большинстве своем совсем не много. Википедия указывает, что это самый южный субъект Российской Федерации, входящий в Северо-Кавказский федеральный округ. Название «Дагестан» известно с XVII века и означает «горная страна» (от тюркского даг — гора, стан — страна, земля). Он издавна прославился своей многонациональностью и уже в древности получил название «Гора языков». Сегодня на территории Дагестана проживают представители 102-х национальностей. К сожалению, на современном этапе истории это обстоятельство сделало жизнь в Дагестане неспокойной. Название таких городов, как Хасавюрт и Кизилюрт у большинства из нас прочно ассоциируются с контртеррористической операцией на Северном Кавказе.
Название небольшого поселка Бавтугай под Кизилюртом переводится как «цветущий виноградник» и, может быть, поэтому не фигурировало в сводках боевых действий. Тем не менее, когда летом 2011 года был объявлен тендер на выполнение подземного перехода под рекой Сулак вблизи Бавтугая, мы всерьез озаботились ответом на вопрос: а надо ли нашему ООО «СВЯЗЬИНФОРМ» участвовать в нем? Длина перехода большая, грунты тяжелые, а самое главное, будет ли достаточно безопасно в этом неспокойном, по мнению многих СМИ, районе для наших работников и техники?
Размышления были непростыми, но, как ни странно, положительному решению способствовала… трудность задачи! Профессиональный интерес взял верх: прокол длиною более километра в таких грунтах мы еще не делали! В общем, заявка на участие в конкурсе была подана, но в победу на нем верилось с трудом: слишком имениты были другие участники.
Тем сильнее мы удивились сообщению о нашей победе в тендере! Возможно, некоторые из других участников снялись с конкурса по политическим мотивам и соображениям безопасности.
Начались переговоры с Заказчиком и подготовка к подписанию контракта. Этот этап оказался непростым, так как с нашей стороны присутствовало серьезное беспокойство за безопасность людей и техники на объекте. Масла в огонь добавила лизинговая компания «Дельта Лизинг», поставляющая нам машины ГНБ. Она взяла под свой контроль заключение контракта, а также настояла на включении в его цену дополнительной страховки. Да что там говорить, работники участка №1 ГНБ ООО «СВЯЗЬИНФОРМ», которым было поручено выполнение этих работ, собирались не иначе как на фронт! Однако, представители Заказчика, знающие ситуацию в Дагестане не по информации из СМИ, недоумевали по поводу наших опасений и, как могли, старались их развеять, убеждая нас, что Дагестан по-прежнему славится своим гостеприимством. В конце концов, сошлись на том, что нашим работникам на месте предоставят круглосуточную охрану, и контракт был подписан.
Началу работ предшествовала длительная и скрупулезная подготовка. Наши специалисты сделали изыскания и необходимые расчеты. Стало понятно, что стандартными методами этот переход не выполнить. Грунт оказался очень тяжелым: галечник от мелкого до крупного с песком и глиняными вкраплениями, а прокол нужно выполнять одной строительной длиной.
Помощь пришла со стороны коллег и наших давних партнёров. Совместно с ООО «ПодземБурСтрой» (Г. Селезнев) были рассчитаны и изготовлены римеры специально для проходки в этих грунтах. Выбор типа полимеров и лабораторный расчет их количества в бентоните любезно сделали коллеги из российского представительства компании «Sud-Chemie» (А.Нестеров). Для выполнения работ решили задействовать установку ГНБ Ditch Witch 4020 с применением режима ALL TERRAIN («штанга в штанге»).
Нельзя сказать, что выполнение работ прошло гладко. На середине перехода мы попали в галечниковое отложение, оборудование не выдержало, и произошел обрыв инструмента. Ситуация складывалась драматически: чтобы спасти уже пройденную часть скважины, необходимо было срочно изыскать новый комплект инструмента. Здесь уместно выразить благодарность российскому представительству компании Ditch Witch и лично руководителю ООО «Системы ДИТЧ ВИТЧ» Д. Солдатскому за проявленные профессиональную солидарность и оперативность: в кратчайшие сроки, без предоплаты нам были предоставлены все необходимые запчасти.
Кроме того, пришлось менять трассу прокола, обходя подземные валуны, а реальный расход бентонита превысил расчетную величину. Но переход под рекой Сулак протяженностью 1063 метра четырьмя трубами ПЭ-80 диаметром 63 мм одной строительной длиной был выполнен в кратчайшие сроки!
Немалую роль в этом сыграло отношение местных жителей к нашим работникам. Дары местной кухни, янтарные гроздья из Бавтугая – «цветущего виноградника», совместная с бавтугайцами рыбалка на Сулаке — все это скрашивало незатейливый быт наших работников и отгоняло навязываемый СМИ образ прифронтовой полосы.
И теперь мы с уверенностью можем сказать, что нет земли, гостеприимнее Дагестана!
АВТОР: Ноздрачев А.Н.
_____________________________________________________________________________
Материалы являются интеллектуальной собственностью ООО «СВЯЗЬИНФОРМ» при копировании ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА.